В.Мазин, О.Туркина
Extra Body Дмитрия Шубина
Журнал «Camera Austria», 80/2002

Во второй половине 20-го века после революции 1968 года в мире появилась понятие культуры тинейджеров. У этой субкультуры есть своя музыка, свои книги, компьютерные игры, кинематограф, слэнг. В начале 21 века после Перестройки в России ожидается ее новый взрыв. Родители выросли в Советском Союзе, в то время как их дети живут уже не просто в другой стране (России), а в мире кардинально изменившихся идеологических, этических и эстетических представлений.

«Extra Body» – проект петербургского художника Дмитрия Шубина, сделанный в 2000 году, представляет десять цветных фотографий, на которых молодые девушки (от 15 до 18 лет) курят на кухне, лежат на диване с книгой, т.е. находятся в заурядной домашней обстановке.

Повседневность, окружающая их с детства, – типично советская. Покрытый клеенкой кухонный стол, газовая плита, невзрачные обои, продавленный диван несут следы уходящей эпохи товарного дефицита, советские 1980-ые. Повседневность – материал художника. Единственный элемент, привнесенный в этих фотографиях «извне» – это репродукции современных художниц, исследующих стереотипию повседневности: Синди Шерман, Кароли Шнееман, Нан Голдин, Шери Левин. Дмитрий Шубин попросил девушек-подростков повесить их дома недели за 2-3 до съемок. Еще одно условие съемок – предстать перед фотокамерой по-домашнему, как есть, в халате, без косметики, в окружении затертых до невидимости знаков повседневности.

Девушки в грезах находятся в эпохе товарного перепроизводства 2000-ых. Новый мир репрезентируется МТВ и глянцевыми журналами, где подростка окружает яркая мебель, веселые мелочи, а весь интерьер светится экранами телевизоров и компьютеров. Повседневность остро переживается тинейджерами и художниками. Тинейджер уязвим, он выживает, переживает каждую минуту, находясь вне Закона, на грани жизни и смерти, на подступах к заграждениям нового взрослого унифицированного существования. На фотографиях Шубина несколько реальностей. Одна – личная: фотография девушки, у которой вся жизнь впереди. Другая – интерьерная: прошлое, родители, обреченность, судьба. Есть и третья: неясные, несформулированные, но манящие представления, мерцающие из «другой» жизни.

Чтобы вырваться из родительской повседневности, нужна сила, подчеркивающая хрупкость девушек-подростков. Они не защищены тем, что предлагает взрослому общество – бытом. Более того, анезтезирующая для взрослого среда наносит подросткам душевные раны. На месте этих разрывов, возникающих между повседневностью и мечтой, оказываются фотографии Шубина, Extra Body внутреннего конфликта, непонимания, нежелания становится такими как «они».