Анна Матвеева
1024 сообщения
«Художественный Журнал», 2000, № 28-29, с.105-106.
Акция «1024 сообщения» представляет из себя следующее. В пространстве галереи на тонкой проволоке на высоте человеческого роста развешены пейджеры, числом около 30. На них непрерывно поступают сообщения. Пейджеры оглушительно и непрерывно звенят.
Можно подойти и сообщение принять. Можно не принимать. Все.
Успешный опыт дизайнера благотворно сказывается и на художественных проектах Дмитрия Шубина: здесь, как в хорошем дизайне, концепция подается четко и легко читается. Тема, которую разрабатывает проект «1024 сообщения» – одна из наиболее расхожих тем западного актуального мэйнстрима: кризис коммуникации, точнее – кризис общения в обществе, бешено наращивающем скорость и интенсивность коммуникационных потоков. Переизбыток коммуникации вгоняет человека в коллапс. Для России в силу ее благословенной технологической отсталости эта тема пока вроде бы не входила в список самых животрепещущих – но только пока. Технологии распространяются стремительно, Интернет доступен, число владельцев тех же пейджеров тоже растет не по дням, а по часам и, что гораздо важнее, меняется сама временная размерность проживания: число событий и информации на единицу времени упорно стремится перевалить за критическую отметку. Так что ситуация во всей глобальной деревне нивелируется: вооруженное телекоммуникационными технологиями общество не покладая рук повышает количество сообщений в минуту на душу населения, которое пока не обладает адекватными механизмами восприятия их в таком количестве. Собственно, выработка подобного механизма будет означать выработку новой, более быстрой и емкой физиологии – в отсутствие же ее непрерывный шквал информации, сообщений, запросов и вызовов сливается в один нечленораздельный и болезненный гул, что и имело место в галерее 103: когда вашего внимания требуют одновременно три десятка пейджеров, невозможно определить, какой сигнал откуда доносится; трудно и говорить с рядом стоящим (традиционные формы общения не выживают под технологическим прессингом), и отличить значимое сообщение от незначимого фона (речь, произносившаяся на открытии выставки Дмитрием Голынко-Вольфсоном, заглушалась звоном пейджеров напропалую). Традиционная телесность в таком телекоммуникационном цейтноте не выживает – то есть она испуганно озирается и затыкает уши.
Количество требующих ответа коммуникационных вызовов, их число – та категория, которая запускает всю проблему. Число «1024», вынесенное в название акции – естественно, культовое для информационной эпохи сочетание цифр: 1024 байта в килобайте, 1024 килобайта в мегабайте. 1024 байта – это к тому же емкость памяти стандартного пейджера. Неконтролируемо растущее количество запросов и сообщений, кстати, ставит под вопрос категорию качества: приходится выбирать, либо вы реагируете на возможно большее число предъявляемых требований (то есть пытаетесь существовать в режиме реального времени), либо анализируете их содержание (и неизбежно не успеваете). Надо думать, оба варианта для сообщения – в которое, заметим, кто-то если не душу вложил, то хотя бы четкое намерение с вами связаться – равно драматичны. «Потом память пейджера переполняется. Новые сообщения убивают предыдущие, занимая их место в памяти. Даже если их никто не успел прочитать» (Шубин в буклете к выставке). Эта драма, судя по всему, быстро приобретает актуальность и для местного контекста. Мы вступаем в третье тысячелетие в ногу со временем.
Галерея 103, Пушкинская 10
20 ноября 1999