Вадим Михайлов
Обманчивый пейзаж
Санкт-Петербургские Ведомости, № 191, 10.10.2008

Дмитрий Шубин представил в «AL-галерее» на 5-й линии, 36, свой новый фотопроект, который назвал Sur/Face. В названии заключена игра слов. Если переводить вольно, особенно учитывая многозначность шубинских образов, то получится «сюрреалистическое лицо». Если отбросить «слэш», получится «поверхностью». Вместе читается «Лица в контексте поверхности».

Новая серия продолжает художественные исследования, которые Шубин проводит почти 10 лет. Его наиболее известный проект «Смерть как фотография» относится к 2001 году. Художник сфотографировал 15 мест в Петербурге, где произошли громкие заказные убийства. Знаменитый философ Ролан Барт говорил о фотографии, остановившей мгновение, как о маленькой смерти, у Шубина сама смерть становится фотографией.

Позже последовал «Голливуд» – о влиянии растиражированных портретов кинозвезд на жизнь нормальных граждан. А затем, к сожалению, не показанный в Петербурге проект «Москва глазами президента» – что видит власть из окна бронированного лимузина, проезжая в Кремль по сверкающей огнями трассе Кутузовского проспекта и Нового Арбата.

На первый, прошу прощения за тавтологию, поверхностный взгляд, фотографии Шубина в Sur/Face представляют собой сделанные любительской камерой изображения обычных людей на фоне фотообоев или больших постеров-обманок с гламурными пейзажами. Осень там обязательно золотая, море – теплое и ласковое, речка – чистая и прозрачная. Такие пейзажи напоминают знаменитое полотно основателей соц-арта Виталия Комара и Александр Меламида «Любимая картина русского народа», которая создавалась на основе реальных социологических опросов о художественных предпочтениях массового зрителя.

В снимках Шубина умышленно отсутствуют любые претензии на сложные постановки или эксклюзивную репортажность, хотя автор профессионально владеет обоими качествами. Язык этой серии принципиально иной, требующий спокойного пристального разглядывания. «Фокус» Шубина в том, что главным персонажем фотографий является плоский пейзаж, на фоне которого позируют его модели или, точнее, происходит диалог между человеком и искусственной природой за его спиной.

Художник предварительно беседует с моделью «о том, о сем», потом делает фотографию, провоцируя зрителя разгадывать судьбу персонажа. Иногда это несложно. Ироничный молодой человек в очках на фоне летнего пруда с оторванным от стены куском постера, явно снимет это жилье. Постер достался квартиранту по наследству, ему совершенно безразлично, что у него за спиной. На лицах двух женщин на фоне леса и воды печать одиночества и неприкаянности. «Обманка» должна скрасить их серые будни. Лицо девушки на фоне золотой осени спокойно и равнодушно. Она приняла правила шубинской игры и тем самым сильно усложнила задачу зрителю. Скорее всего, пейзаж приклеивала не она. В отличие от пожилого мужчины, пьющего чай «на природе».

Здесь уместно вспомнить еще одно известное произведение современного искусства – «Подозреваемые» группы АЕС, где были перемешаны семь фотографий учениц элитной московской гимназии и семь снимков их сверстниц, осужденных за умышленные убийства. Никому не удалось полностью угадать кто есть кто, лучший результат – 12 из 14.

В сериях Шубина нет прямых ссылок на Комара – Меламида или на АЕСов. Но все они работают в едином пространстве современного искусства, где возможны и другие пересечения. Определение photo-based art (искусство на основе фотографии) принято понимать максимально широко. Это и живопись, воспроизводящая фото, и коллаж, использующий снимки, и собственно фотография. К аналитическим, исследовательским фотопроектам Дмитрия Шубина, на мой взгляд, подходит термин art-based photo (фотография на основе искусства).

http://www.spbvedomosti.ru/print.htm?id=10253475@SV_Articles>