Андрей Кудряшов
Десять вещей, которые необходимо знать о будущем
Журнал TimeOut, СПб, 2005

До 5 февраля вы еще успеете увидеть фотопроект Дмитрия Шубина «Future 4 Future». В Музее нонконформистского искусства, на Пушкинской-10. Что там? Вроде ничего особенного – девушки и молодые люди, на фоне памятников архитектуры. Но если вспомнить, какие страсти разгорелись в свое время вокруг другого шубинского проекта, где не было ничего, кроме ничем не примечательных городских пейзажей, можно предположить, что и здесь зарыта собака.

Всматриваясь в отпечатки внимательно, понимаешь, что все не так просто, а фотографии эти – не портреты, а изображения с «двойным дном», множеством смыслов, организованные так, как может быть организовано только киноизображение.

1. Время собирать камни, время выбирать. Проект «Future 4 Future» о тех, кому еще рано подводить итоги, кто осознанно или нет, но делает сегодня главный выбор в своей жизни – каким быть, каким образом строить отношения с людьми, городом и миром, а главное – как любить.

2. Проект «Future 4 Future» открыл организованную Кибер-Феми-Клубом программу «Молодежь в зеркале феминизма», посвященную любви. О ней, о любви, здесь говорили и спорили ведущие художники, музыканты, поэты, философы Петербурга и Москвы. «Future 4 Future» - оказался прологом к «любовному» форуму.

3. Героями проекта могли стать любые девушка или молодой человек 20-ти лет. Главное было – вовремя попасться на глаза Шубину и выглядеть достаточно современно. Кроме них, невольными участниками проекта стали десятки пар молодоженов, совершающих ритуальный объезд памятных мест и фотографирующиеся на их фоне в свадебных нарядах, со свидетелями, друзьями и подругами.

4. Вся серия была отснята за один месяц, осенью-зимой прошлого года, в тот промежуток времени, когда от тепло, то снег, и в общем, проект получился вполне вневременным. Технически – по-европейски «чистым», по смыслу – очень «отечественным». Первоначальное его название было куда как лаконично – «Русские».

5. «Future 4 Future» – это двадцать фотографий двадцатилетних размером 30X30, игра словами и смыслами, квадрат, джазовая заготовка, вокруг которой можно было импровизировать кураторам, на тему которой теперь могут импровизировать и зрители, легко меняя точки зрения. Перспектива фотографий организована так, что легко позволяет видеть одно или несколько изображений, монтировать их открывать в них свои собственные смыслы.

6. Шубин любит детей. Это не первая его серия, посвященная молодежи. «Extra body», «Hollywood», «Flash back (Я люблю героин)», все они, так или иначе, посвящены жизни вчерашних подростков. Специально для молодой публики Шубин, который является и превосходным музыкантом, изобрел оригинальный визуально-аудиальный клубный жанр, названный им «Flash TV». Это произведения, выполненные в стилистике, находящейся на границах видеоарта, фотографии и Dj, выносящие искусство за границы музейно-галерейного пространства, туда, где оно будет поглощаться так же легко и непринужденно, как поглощаются ролики MTV.

7. Шубин любит фотографию. Но странною любовью. Он не считает себя фотографом. Просто этот, как принято теперь говорить, вид медиа показался ему наиболее подходящим для собственных высказываний. Он наиболее адекватен и современной визуальности, где ежесекундно фиксируемая реальность растворяется – цифровиками и мобильниками, для того, чтобы отправиться в бесконечное блуждание по сети.

8. Начинал Шубин как художник-график. На графика и учился. В этом качестве он заехал, пожалуй, южнее других русских артистов, став единственны представителем России на I Биеннале современного искусства (1995) в столице ЮАР. Илья Кабаков в этом фестивале принимал участие, как посланец США. Представленная Шубиным в Йоханнесбурге инсталляция «Культура Кеме» названа Максом Фраем лучше инсталляцией 90-х.

9. Шубин не любит скандалов, возможно именно поэтому он периодически оказывается в центре непростых арт-бизнес-историй. В прошлом году крупнейший журнал по современному искусству «N-Y Arts» опубликовал на обложке одну из фотографий Шубина. Без его ведома. Шведское радио, не поставив в известность художника, выпустило в эфир запись его венского концерта.

10. Последняя продажа – несколько фотографий, приобретенные у Шубина известным американским коллекционером, галерейщиком, работавшим с Энди Уорхоллом, Рональдом Фельдманом.

Андрей Кудряшов