Максим Райскин
Ублюдок по имени Густав Курбе
Газета «Смена»,СПб, 20/04/2001
14 апреля в рамках проекта, посвященного 100-летию со дня рождения французского философа Жака Лакана, в галерее «Д-137″ на Невском проспекте, 90 открылась выставка «L’origine du monde» одноименная скандально-известной картине не менее скандального французского живописца Густава Курбе.
Курбе вошел в историю искусства как один из выдающихся представителей направления реализма во французской живописи XIX века. Но сказать о Курбе только это, значит ничего не сказать. В воспоминаниях современников Курбе запечатлен как такой пролетарий от искусства, острослов и циник. «От какого чудовища… мог произойти этот ублюдок по имени Гюстав Курбе? Под каким колпаком, на какой навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи, произросла эта пустозвонная и волосатая тыква, эта утроба, притворяющаяся человеком и художником, это воплощение идиотского и бессильного «я»?», – так писал о нем Александр Дюма-сын в одной из тогдашних газет. Парижанам же Курбе известен главным образом как инициатор сноса Вандомской колонны, произошедшего во времена парижской Коммуны. По глубокому убеждению художника, архитектурный памятник времен Наполеона являл собой не что иное, как символ «варварства, грубой силы и ложной славы». Колонна была затоплена революционными массами в Сене, откуда, после разгрома Коммуны, ее выловили и поставили на место. Курбе же приговорили к шести месяца тюрьмы и штрафу в размере 500 тысяч франков золотом – как компенсацию за восстановление колонны, после чего он, никогда не имевший таких средств, был вынужден эмигрировать в Швейцарию, где и жил до конца своих дней.
История «L’origine du monde» – в русских переводах, «Начало мира», «Происхождение мира» и даже «Рождение мира» – не менее скандальна, чем жизнь ее создателя. Достаточно сказать, что, будучи написанной в 1866 году, она впервые стала открыта для широкой публики в конце ХХ века. Картина, вполне реалистично изображавшая вагину женщины, сразу после своего появления попала в коллекцию к Осман Бею, известному покровителю и собирателю изящных искусств. В его доме она висела под зеленой вуалью на почетном месте в туалетной комнате. Затем, уже в ХХ веке, – появилась в коллекции французского психоаналитика Жака Лакана, у которого, здесь мнения экспертов расходятся, она была помещена под другую картину – Андре Масона (вторая версия, менее правдоподобная, гласит, что картине Курбе в доме Лакана была выделена специальная потайная комната). И, наконец, в середине 90-х полотно, доставшееся после смерти Лакана его родственникам, появилось в музее Орсе, где его сейчас могут видеть простые смертные. Таким образом, «L’origine du monde» – являет собой уникальный образчик, так называемого, сакрального искусства, табу на показ которого сохранялось даже в казалось бы не знающем никаких моральных запретов ХХ веке.
Посещение выставки, открывшейся в «Д-137″, по всем формальным признакам – вход только по списку, охрана на входе – тоже напоминает такое паломничество к Святым местам.
Внутри вместо святых даров – женские гениталии, выполненные питерскими, и не только, художниками в разной технике и манере: от телевизора Марины Колдобской, который можно смотреть лишь через узкую просмотровую щель, до красной и черной икры, лосося и икры минтая («Тянет на солененькое», группа «Дум дум»); от пропагандистского слогана «Евреи, вернитесь в Россию», помещенного поверх изображения женских половых органов группой «Новые тупые», до полного отказа от визуализации у Александра Флоренского – потому как «Пiзду рисовать неудобно».
Завершает весь этот иконический ряд работа Дмитрия Шубина – единственное на выставке посвящение Лакану. На фотографии запечатлен рот, повернутый вертикально, а с краю идет текст самого Лакана о невозможности истинного высказывания, о зависимости истины от Реального и неизбежности связанного с ним прегрешения. Таким образом, история «ублюдка по имени Густав Курбе» неожиданно превращается в историю художника реалиста, который стремился только к тому, чтобы говорить правду, за что и был осужден современниками как квинтэссенция порока и греха.