Анна Матвеева
Голливуд
http://www.russkialbum.ru/r/enc/90.shtml
Проект "Голливуд" составляют около десятка снимков. Объединяющий их мотив - изображения голливудских кинозвезд (Сандра Баллок, Николь Кидман, Брэд Питт, Джениффер Лопес…), причем, понятное дело, не живьем, а в качестве элементов быта - на афишах, на страницах журналов и т.д., в контексте частично города, а частично мастерской художника. С учетом того, что снимки (как всегда у Шубина) визуально очень состоятельные - высокого фотографического качества, яркие, глянцевые, и даже афиша выставки напоминает то ли рекламный плакатик, то ли предвыборную листовку - название "Голливуд" относится не только к самим изображениям, но и к их носителям, то есть как к содержанию, так и к форме выставки.
В самом деле, сами снимки по своей позиции не особо отличаются от изображенных на них афиш и глянцевых журнальных полос. Антураж, в который вписаны звезды, превращает их в предметы обихода, в одну из обязательных визуальных составляющих быта сегодняшнего горожанина.
Надо сказать, для питерской арт-среды Дмитрий Шубин - явление куда как нетипичное. Он не просто не вписывается в контекст питерской школы фотографии - романтичной, аскетичной, преимущественно черно-белой, эстетской-изысканной - он подрывает саму ее позицию. Снимки Шубина - прямые наследники журналистской фотографии, они сделаны именно "для прессы", а каждая серия разоблачает именно коммерческий заказ для глянцевого фото (как-то здесь сказывается опыт работы в дизайне). В "Голливуде" отлично отразилась стратегия производства спроса на celebrity - насильственного внедрения "стандарта совершенства" в нашу с вами жизнь и такого трогательного ее несоответствия нашим ежедневным реалиям. Но дело не только в этом. А еще и в роли той эстетики, что предлагает Шубин, на питерской арт-сцене.
В Питере уже несколько десятков лет существует своя школа фотографии, она черно-белая, эстетская, романтическая, очень красивая и в общем она почти прямо противоположна той прямой, цветной, почти документальной съемке, что предлагает Шубин. Как раз поэтому (плюс, конечно, несомненны профессионализм и качество исполнения работ) Шубин с его концептуальной выверенностью, жесткой фотографической позицией и обязательным глянцем смотрится настолько оригинальным мастером в Питере. Более того, при почти однозначной интернациональной невостребованности того фотографического тренда, что представляет традиционная питерская фотография, фотоопыты Шубина являются прямо-таки откровением и знаком нашей причастности мэйнстриму, а сам фотограф - чуть ли не мессией на нашей замшелой сцене. Не надо считать вышесказанное стебом: я абсолютно искренне уверена, что работы Дмитрия Шубина - одно из немногих достижений, которые мы можем предъявить Западу в качестве доказательства нашей причастности международному художественному дискурсу. Равно как и едва ли не единственное доказательство нашей ангажированности интернациональной проблематикой. Равно как и доказательство того, что Россия стала наконец цивилизованной страной и, как следствие, заразилась основными болезнями цивилизации, одной из (главной из) которых посвящен "Голливуд"…
Анна Матвеева